Возврат билетов Правовые вопросы билетного бизнеса
Возврат билетов Правовые вопросы билетного бизнеса
Дата публикации: 10.01.17 г.
Наш первый пост в новом году будет об относительно недавно появившейся на отечественном рынке билетов на зрелищные мероприятия услуге – страховании билетов.
Предпосылкой к появлению данной услуги стала сложность процедуры возврата билетов по желанию зрителя. Зачастую при возврате билета по своему желанию приходится преодолевать массу бюрократических и административных барьеров, консультироваться с юристами, спорить с организаторами мероприятий и жаловаться во всевозможные инстанции – общество по защите прав потребителей, комитет культуры и так далее и тому подобное. Сложность и непрозрачность законодательства, регулирующего процедуру возврата билетов, позволила запустить на рынок новый продукт – страхование риска невозможности посещения мероприятия.
Данный вид страхования широко распространен в Европе, особенно – в Германии и Великобритании. Покрытие по Event Ticket Insurance предоставляют Allianz, Ergo, ERV, Hyperion Insurance. Продажа полисов идет в основном через крупных билетных операторов – Eventim, TicketMaster, Ticketpro, Ticnet, Tiketti и другие. В России застраховать билеты на мероприятие можно в рамках страховой программы EVENT – совместного продукта компаний ERV и CTS Eventim RU. Приобрести полис можно одновременно с покупкой билетов у операторов Parter.ru и Kontramarka.ru (оба билетных агентства принадлежат холдингу CTS Eventim AG).
Попробуем проанализировать правила страхования по программе EVENT и сопоставить процедуры возврата билетов по Закону о защите прав потребителя и получения страховой выплаты по полису.
В первую очередь подкупает обещание вернуть полную стоимость билета и даже сервисный сбор за его оформление (если таковой взимался в момент покупки). Закон о защите прав потребителей в этом случае оставляет организатору мероприятий возможность удержать со зрителя стоимость фактически понесенных расходов (на момент получения заявления о возврате). Что же мы имеем на практике?
При цене билета менее 5000 рублей по страховому полису зритель получит компенсацию в размере его полной стоимости и сервисного сбора, уплаченного при покупке, но при цене билета более 5000 рублей размер страховой выплаты будет уменьшен на 15% от цены билета (согласно условиям договора страхования). Обращаясь к организатору мероприятия с заявлением о возврате билетов зритель может претендовать на возмещение всей стоимости билетов, так как на практике обосновать точную сумму своих расходов (которую организатор имеет право удерживать при возврате) весьма затруднительно, но сервисный сбор в данном случае возвращен не будет, так как услуга подбора и продажи билетов по нему уже указана.
Важный момент: при покупке более 5 билетов на мероприятие страховые выплаты будут произведены только по 5 билетам (билет лица, заключившего договор страхования, и 4 билета сопровождающих лиц), по остальным билетам согласно правилам страхования сохраняется возможность посещения мероприятия.
В каких случаях можно претендовать на возмещение стоимости билетов? Страховая программа как правило жестко обозначает страховые случаи: болезнь, смерть, потеря более 70% имущества или переезд на расстояние более 100 километров от места проведения мероприятия в связи со сменой места работы. Для получения страховой выплаты необходимо будет предоставить документы, подтверждающие наступление страхового случая. В случае обращения за возвратом по Закону о защите прав потребителя обосновывать причины возврата не требуется.
Сроки, в течение которых можно получить денежную выплату, также разнятся. Закон о защите прав потребителя обязывает Заказчика (Зрителя) обращаться за возвратом строго до даты мероприятия. Страховые компании как правило принимают заявления не ранее дня мероприятия. В некоторых случаях это может быть удобным – при болезни можно обратиться за компенсацией и после мероприятия, когда самочувствие улучшится.
Затраты на весь процесс: стоимость подобного страхового полиса обычно составляет 6% от стоимости билетов. В случае обращения за возвратом по Закону о защите прав потребителя никаких расходов не потребуется даже в самом сложном случае – обращении в суд, так как иски по данному закону не облагаются гос.пошлиной.
В качестве резюме предлагаем небольшую сравнительную таблицу.
Страхование | Закон о защите прав потребителей | |
Сроки обращения за компенсацией | Не ранее дня мероприятия (полис может действовать в течение нескольких лет после даты мероприятия) | Строго до дня мероприятия (как правило, крайний срок обращений – это последний рабочий день перед мероприятием) |
Расходы, связанные с получением компенсации | Уплата страховой премии – в среднем 6% от стоимости билетов | Нет |
Случаи, в результате наступления которых выплачивается компенсация | Оговариваются правилами страхования, как правило:
- болезнь - смерть - утрата 70% имущества - переезд в связи со сменой места работы |
Не требуется обоснования причин для получения компенсации |
Сумма компенсации | - Сервисный сбор за оформление билетов
- Номинальная стоимость максимум 5 билетов из заказа ( при цене за билет выше 5000 руб. сумма выплаты будет уменьшена на 15% ) |
- Сервисный сбор НЕ возвращается
- Номинальная стоимость билетов за вычетом фактически понесенных организатором расходов (по факту – полная стоимость билетов, ввиду невозможности обосновать понесенные расходы) |